Автор — Главатских Елизавета
руководитель отдела спецпроектов
event-агентства «Summer»
«Бизнес сводится, в конечном итоге, к трем понятиям: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. И если у вас нет надежной КОМАНДЫ, то из остальных факторов мало что удастся сделать».
Ли Якока
Лето — сезон путешествий, отдыха и традиционных выездных корпоративных мероприятий, в том числе и Тим-билдингов.
Пару лет назад, когда Ваша покорная слуга являлась руководителем отдела Тим-билдинга, рынок опять же был совсем не тот. При слове «Тим-билдинг» кадровики, маркетологи и руководители втягивали голову в плечи, часто-часто моргали и махали руками — «Вы что это тут материтесь?», пугались они. При дотошном объяснении о том, что Тим-билдинг это тренинг по построению команды и воспитанию в менеджерах командного духа, коллектив расслабленно выдыхал из себя «А-а-а-а-а, так это пьянка на воздухе! Это можно...» и оставался на том доволен. Давайте будем честны друг с другом — в России действительно спортивные состязания и мероприятия на открытом воздухе привыкли воспринимать как отдых и развлечение, а не способ налаживания отношений и решения каких-либо бизнес-задач.
Впрочем, термин Тим-Билдинг стал уже не то чтобы моден, а уже даже и успел набить оскомину. Этим словом называют и простые эстафеты на пляже, и совместные командировки в другой город. Поэтому данная статья посвящена современным тенденциям и эволюция корпоративного отдыха как такового, а также тому, как отличить тим-билдинг от не-тим-билдинга и некоторым его особенностям, на которые за КОЛИЧЕСТВОМ предложений очень сложно разглядеть КАЧЕСТВО подготовки и непосредственного проведения.
Во-первых, давайте опять же будем честны — среди сотен проектов, заявленных как Тим-билдинг, таковыми являются лишь один-два.
Как определить, принимали ли вы участие именно в тренинге по командообразованию, а не в каком-либо ином виде корпоративного отдыха?
Считайте положительные кивки и отрицательные мотания головой в ответах на пять пунктов:
В том случае, если вы не разу не кивнули утвердительно, скорее всего, Вы были участником не тренинга по командообразованию, а мероприятия по типу «Тим-Спирит» — самого простого вида корпоративного отдыха для увеличения лояльности и поднятии корпоративного духа. Основной целевой упор — развлечение. Тим-билдинг, как Вы уже поняли добавляет содержательности и «полезности» мероприятию, прибавляя к развлечению командообразующий эффект, который в идеале должен когда-то в будущем привести к более быстрому и лёгкому решению стратегических задач Вашей организации и увеличить прибыль.
А теперь, внимание! В действительности, уважаемый читатель, Тим-билдинг как таковой тоже не является вершиной корпоративного отдыха по количеству решаемых задач, а является лишь одним из видов так называемых «Инсентив-программ». Программы построения команды — team-building — не могут дать эффективного результата, если они не являются завершающим этапом развитой планомерной продуманной работы с персоналом, проводимой руководством организации до ее осуществления.
Таким образом, лестница эволюции «Тим-Спирит (развлечение) — Тим-Билдинг (сплочение через развлечение)» привела нас к ещё более глобальному и масштабному понятию, выходящего за рамки компании и не ограничивающуюся только её внутренними связями — понятию «Инсентив». Это новое слово в переводе с английского означает побуждение, поощрение и подразумевает под собой некий «корпоративный туризм»; программу, направленную на мотивацию сотрудников компании, ее дилеров и/или постоянных клиентов.
Наиболее яркий результат достигается при сочетании как самих целей, так соответственно, и разных типов инсентива.
Обязательным условием грамотной инсентив программы является ее принципиальное отличие от стандартного корпоративного мероприятия с активным развлечением — инсентив включает деловую часть (конференция, мастер-класс), при этом вся структура должна быть подчинена достижению поставленной Заказчиком цели.
А теперь вопрос на миллион — что же объединяет все три вида мероприятий, рассмотренных нами ранее?
Ответ: характер любого Тим-Спирита, Тим-Билдинга и Инсентива един — это в любом случае активный, интерактивный, и в какой-то мере даже экстремальных отдых. А где активность и экстрим — там над Вами, как организаторами, над нами — как над исполнителями, нависает дамоклов меч безопасности и страхования всех участников таких программ.
Но об этом, уважаемый читатель, Вы прочёте уже совсем в другой статье, потому как заявленная в названии тема считается раскрытой.
Главатских садись, пять.